Иеромонах Серафим (Роуз)
Предисловие
Помещаемая ниже статья иеромонаха Серафима (Роуза), впервые напечатанная в 1974 г. в издаваемом им на английском языке журнале «The Orthodox Word», сейчас, спустя 28 лет, может быть даже более актуальна, чем тогда.
С одной стороны, советская Московская патриархия, в те годы несвободная и, как многие думали тогда, вынужденная идти на компромиссы в вопросах веры под давлением богоборческой власти, уже более десяти лет живет и развивается свободно: по словам ее руководителя Алексия Ридигера, такой свободы Русская Церковь не имела даже в царской России.
Надежды многих истинно-православных христиан на покаяние в МП после падения советской власти не оправдались, апостасия в ней за эти годы достигла таких размеров, что процесс этот уже кажется необратимым.
Сергианство, из политической Декларации о лояльности богоборческой власти, выросло в учение и стало міровоззрением не только епископата и духовенства МП, но и народа.
Пример о. Серафима, где он сравнивает советскую Московскую патриархию с папистской Римской церковью, более всего подходит для сравнения: и там, и здесь процесс отступления начался с “головы” - с епископата, и постепенно поразил все церковное тело.
Выработалось свое, отличное от Православного, міровоззрение, “школа благочестия”, прелестная мистика (“чудеса”, “старчество” и проч.).
Издается множество религиозной литературы на самые разные темы, открываются училища, семинарии и даже богословские институты…
Но во всем этом многообразии и там, и здесь, по словам о. Серафима, нет главного – церковной правды и Истины.
За годы своего свободного существования сергианская МП выросла из падшей части Русской Церкви в церковь лукавнующих (подробнее об этом в статье “Почему необходимо покаяние в грехе сергианства”).
С другой стороны, Русская Зарубежная Церковь, безкомпромисно несшая Крест Истинного Православия в изгнании все годы богоборчества в России, не выдержала испытания свободой и начала объединение с нераскаявшейся советской церковью.
Только малая ее часть, окормляемая святителем Митрополитом Виталием, сохранила верность правде и Истине, претерпевая скорби и унижения от бывших собратий.
В таких условиях на Тихоновскую, Катакомбную, Истинно Православную Русскую Церковь Господь возлагает ныне особую миссию: соединив опыт Катакомбной и Зарубежной частей Русской Церкви, сохранить на Руси Истинное Православие.
Как нам кажется, такую надежду на Истинно-Православную Церковь возлагал и о. Серафим.